легенды пародии статьи
рассказы повести
новости
об этом сайте
поэзия
проза
юмор
музыка
изображения
кино
тест
Прага
линки
Du Chat Noir
форум
книга
e-mail

 


  Сто лет назад, в 1897 году, вышел роман Брэма Стокера «Дракула». По мнению Сергея Добротворского, его главный герой стал настоящей кинозвездой XX столетия.

ДРАКУЛА, или сто лет одиночества.

 В течение века книга, впервые вышедшая в лондонском издательстве Constable & Со, выдержала более ста отдельных изданий на двадцати трех языках. Во всем мире существуют фан-клубы Дракулы, дотошные поклонники насчитывают порядка тридцати романов и как минимум 120
рассказов, навеянных легендарным персонажем. С его участием сделано 135 игровых фильмов, пять сериалов посмотрели 430 миллионов зрителей семнадцати стран. Одна лишь юбилейная киноретроспектива, проходившая в этом году в Нью-Йорке, состояла более чем из полусотни картин.

Чем объяснить столь постоянный интерес к образу неупокоенного графа? Вероятно тем, что в этом образе сконцентрировался один из самых глубинных людских психозов — страх перед вечной силой зла. История вурдалака, являющегося к своим жертвам по ночам, стала одним из главных хоррор-сюжетов века.

Гэри Олдмен исполняет роль кровопийцы в «Дракуле Брэма Стокера» (1992). Френсис Форд Коппола постарался максимально приблизить свой фильм к первоисточнику. Однако сам роман Стокера во многом отступает от исторической правды. Не так давно в Румынии началась масштабная кампания по реабилитации средневекового воеводы Влада Дракулы. Утверждается, что он был народным героем и защитником прав нищего крестьянства.

Дракула Брэма Стокера


История автора  Создатель Дракулы - Брэм (Абрахам) Стокер (1847-1912) - долгие годы совмещал литературный труд с работой импресарио и личного секретаря великого английского актера сэра Генри Ирвинга. Разъезды и гастроли не мешали ему регулярно публиковать фантастические романы, среди которых наибольшей популярностью пользовались «Перед закатом» (1882), «Змеиный ход» (1895), «Леди в саванне» (1909) и «Логово Белого Червя» (1911).

Самый шумный успех выпал на долю «Дракулы». Спустя год после смерти автора на аукционе Sotheby's были выставлены подготовительные материалы книги. Оказалось, что о Владе Дракуле — кровавом трансильванском правителе XV века — писатель впервые услышал от будапештского профессора-слависта Арминуса Вамбери. И хотя вместе с Ирвингом Стокер объездил полмира, в Румынии он никогда не был. Для создания «местного» колорита Стокер пользовался фольклорными сборниками, географическими справочниками и даже отчетом Британской миссии в Бухаресте.

Замысел «вампирского романа» созрел у него еще раньше. Толчком
послужили две заметки, помещенные в лондонской Times от 3 октября 1887 года. Первая из них рекламировала целебные свойства «всемирно известной кровяной микстуры Кларка». Вторая — из разряда криминальных происшествий — сообщала, что некий Джон Бейнс прилюдно избил свою сожительницу, а напоследок еще и укусил ее в шею. В редакцию газеты информацию доставил репортер по имени Джон Харкер. Это имя писатель приберег для героя будущего романа.

Неупокоенный  Первая и едва ли не самая знаменитая экранизация
принадлежит немецкому режиссеру Фридриху Вильгельму Мурнау. Фильм появился в 1922 году и назывался «Носферату— симфония ужасов». «Неупокоенный» - так иногда переводили название этого фильма на русский. Переименование оригинала многие объяснили тем, что режиссер побоялся связываться с наследниками авторских прав Стокера. Так ли это, неизвестно, однако в измененном заглавии подчеркивался и главный мотив фильма — «ледяной ветер с того света», как назвал его знаменитый теоретик кино Бела Балаш. Мурнау откорректировал и сюжет, распределив функции второстепенных персонажей между главными героями. Дракулу (в фильме его зовут граф Орлок) сыграл Макс Шрек, загримированный под человекообразную летучую мышь — маленький голый череп с огромными ушами, черные тени под глазами и отвратительные пальцы-когти. Хотя Мурнау пошел наперекор декоративной эстетике немецкого киноэкспрессионизма, снимая на натуре и введя природу как важный компонент действия, зло изображалось у него вполне в духе поисков немецкого кино 20-х годов. Орлок связывался с образом кровавого тирана, его спутниками были стаи крыс и эпидемия чумы. В финале, спасая мужа. Мина Харкер задерживала упыря до рассвета. С первыми лучами солнца Орлок погибал.

Через 57 лет, в 1979 году, Вернер Херцог снял римейк этого фильма - «Носферату: призрак ночи». В строгом смысле, римейком называется только повторная экранизация оригинального сценария, однако Херцог настаивал именно на этом определении, задавшись целью повторить художественный опыт предшественников и проследить судьбу мирового зла. Орлока у него сыграл Клаус Кински, который и без грима сильно напоминает вампира (интересно, что за семь лет до этого он уже снялся в испано-английском фильме «Граф Дракула» режиссера Джесса Франко во второстепенной роли Ренсфилда, а в 1988 году побывал в образе упыря в итальянском «Носферату в Венеции» режиссера Аугусто Команито).

Херцог экранизировал не столько сюжет, сколько стиль. Наиболее полемичным дополнением к уже сказанному экспрессионистами выглядел финал его фильма. Орлок погибал. Вслед за ним умирала Мина, но ее жертва оказывалась бесполезной — Джонатан Харкер уже превратился в вампира.

Дракула и его двойник Второе рождение вампир получил в американском кино начала 30-х годов. В период Великой депрессии Голливуд наладил поточное производство экранных страшилок. Дракула возник на экране одним из первых. В 1931 году вышел фильм «Дракула» Тода Браунинга. В главной роли Браунинг собирался снимать Лона Чэни, знаменитого «человека с тысячью лиц», создавшего свои лучшие образы в немых фильмах режиссера. Однако в 1930 году Чэни умер. В результате Дракулой стал Бела Лугоши, венгр по рождению, до этого три сезона подряд игравший ту же роль в театральных постановках.

Со временем историки кино единодушно отметили, что новаторство Браунинга заключалось в отказе от привычного хоррор-арсенала. В его фильме Дракула стал лощеным европейским аристократом, носившим фрак и пелерину на шелковой подкладке. И если персонаж Мурнау и в человеческом обличии напоминал летучую мышь, то в фильме Браунинга героя Лугоши, напротив, отличало завораживающее изящество. Его главная странность состояла в необычном гортанном выговоре. В ранний период звукового кино речь записывалась прямо на площадке, и собственный акцент исполнителя передался персонажу. «I — am — Dr-ra-cuLa» — фраза, с которой Дракула появился на экране, навсегда стала культовой.

Специфика озвучания определила еще один необычный поворот в киноистории романа Стокера. Поскольку Голливуд уже приглядывался к латиноамериканскому рынку, было решено сделать копию на испанском языке. Дубляж как таковой еще не существовал, поэтому фильм снимался одновременно в двух вариантах. После Браунинга и его актеров в те же декорации входил режиссер Джордж Мэлфорд с труппой испаноговорящих исполнителей (Дракулу играл Карлос Вилларис). Фильм Мэлфорда оказался не только на двадцать восемь минут длиннее версии Браунинга, но и во многом отличался от нее. В частности, женские наряды были куда более откровенными, а общая атмосфера действия намного эротичней. Впрочем, все это выяснилось не скоро. Более сорока лет испаноязычный «Дракула» считался безвозвратно утерянным. Его копия отыскалась только в 70-е годы в синематеке Кубинского института кино.

Семья Дракулы Как и многие другие знаменитые киноперсонажи,
Дракула очень скоро обзавелся потомством, родственниками и близкими.
Уже в 1936 году постановщик вестернов класса «Б» Ламберт Хилльер сделал «Дочь Дракулы». Чадо пошло по стопам отца, причем дочь-кровопийца (Глория Холден) охотилась главным образом за женщинами. Любопытно, что в роли одной из жертв снялась Хедда Хоппер, которая впоследствии стала знаменитой голливудской репортершей и своими скандальными статьями выпила немало крови у киношной публики. В 1943 году на экраны вышел «Сын Дракулы» Роберта Сьодмака. Таинственного графа Алукарда (Дракула наоборот) сыграл Лон Чэни-младший, сын того самого Лона Чэни, который так и не успел воплотить на экране образ Дракулы-отца.

С годами к семье присоединились английские «Невесты Дракулы»
(1960, реж. Теренс Фишер) и «Собака Дракулы» (1978, реж. Альберт Бэнд), французский «Дракула и сын» (1979, реж. Эдуард Молинаро) и рок-н-рольная версия «Сына Дракулы» (1974, реж. Фредди Френсис), продюсером которой стал Ринго Старр, исполнивший также одну из ролей.

Супруги упыря отличались любовью к эксцентричным выходкам. Например, «Графиня Дракула» (1972, реж. Питер Сэсди) втиралась в доверие к юным жертвам, выдавая себя за собственную дочь, а «Вдова Дракулы» (1987, реж. Кристофер Коппола), сыгранная слегка поистрепавшейся Сильвией Кристель, выбрала себе пристанищем не обычные для упырей гроб или могилу, а лос-анджелесский музей восковых фигур.

Поп-Дракула  Известно, что чем популярнее персонаж, тем чаще он становится объектом пародии. Пародий на фильмы о Дракуле было множество, однако самая изящная из них появилась за подписью Энди Уорхола. Растиражировав на полотнах главные поп-имиджи века — от супа Campbell до Мерилин Монро, — Уорхол продолжил свои эксперименты и в кино. Режиссером «Дракулы Энди Уорхола» (1974) стал постоянный партнер маэстро Пол Морисси. Главную роль сыграл Удо Кир. В его исполнении вампир был интеллектуалом-аристократом с тысячелетним опытом одиночества. Ему требовалось не так уж и много - раз в сто лет выпить девственной крови. Последний опыт оказывался роковым: мускулистый пролетарий, цитируя Мао и Троцкого, расчленял классового врага, буквально иллюстрируя тезис о гидре мирового империализма. Интересно отметить, что поп-артовская версия «Дракулы» оказалась куда комичнее, чем назойливо-пародийный фильм Мела Брукса «Дракула мертвый и довольный». После Уорхола пышный фильм Френсиса Форда Копполы, снятый в 1992 году, кажется уже вторичным, хотя, конечно, в эффектном визуальном решении этой картине главного мегаломана мирового кино отказать невозможно. Привлекает внимание и еще одно обстоятельство. В название «Дракула Брэма Стокера» вынесено имя не режиссера, а романиста. Это напоминание о том, что через сто лет имеет смысл не только смотреть многочисленные фильмы о Дракуле, но и еще раз перечитать книгу о нем. 

Словарь вампирских терминов

Братство по крови отношения между вампирами одного клана. 
Волк
оборотень, злейший враг вампира. 
Голод
жажда крови. 
Зверь
порывы, подавляющие в вампире человеческое
.
Жизнь кровь смертного. 
Клан
группа вампиров с общими мистическими или физическими характеристиками.
Клятва крови самая прочная связь, существующая между вампирами. 
Красный
вампир, пьющий кровь других вампиров; вид вампирского извращения. 
Логово
дом вампира или место, где он спит. 
Маскарад
усилия, предпринимаемые вампиром для жизни среди смертных. 
Объятие
процесс превращения смертного в вампира
.
Поцелуй процесс питья крови смертного. 
Превращение
момент превращения смертного в вампира. 
Принц
вампир, устанавливающий господство над целым городом или поселением
.
Ребенок
презрительная кличка юного, неопытного или глупого вампира.
Сладострастник вампир, пьющий кровь у смертного, находящегося под воздействием алкоголя или наркотиков. 
Старший
вампир, которому 300 лет или больше. 
Стая
группа вампиров, собирающихся вокруг лидера (может со временем превратиться в клан) 
Человек
остатки гуманных чувств в вампире, борющиеся в нем со зверем
.

 

Hosted by uCoz